Читаем по губам

Они — как будто лишняя деталь на нашем лице, то пересыхают, то трескаются зимой, то мы их прикусываем. Если серьезно, что хорошего в губах? Птицы прекрасно без них обходятся, губы черепах настолько затвердели, что тоже превратились в клювы. И хотя губы имеются у большинства млекопитающих, мы, люди, составляем среди них совершенно особый класс, поскольку наши губы постоянно вывернуты наружу.

Оказывается, губы имеют весьма важное значение. Настолько важное, что нам даже приходится мириться с опасностью прикусить нижнюю губу (хотя это и очень больно!).
Первый навык использования губ, которым мы овладеваем буквально с рождения, это умение сосать. В действительно, этот навык столь необходим для самого нашего выживания, что он попал в категорию «примитивных рефлексов». Мы рождаемся, обладая умением сосать, оно не требует дополнительного обучения. Это справедливо почти для всех млекопитающих.

Сосательный рефлекс в сочетании с другой примитивной реакцией, корневым рефлексом, позволяет новорожденным питаться молоком матери. Корневой рефлекс срабатывает, когда голова младенца поворачивается к тому, что прикасается к его рту или щеке. Как только что-то дотрагивается до губ новорожденного, активируется сосательный рефлекс. Хотя после этого основная работа выпадает на долю языка, губы играют жизненно важную роль, плотно охватывая материнский сосок, чтобы дитя могло глотать.

Это означает, что кормление, будь то грудное или из бутылочки, — это отнюдь не пассивное поведение неврожденного младенца. Этот процесс скорее напоминает разговор, в котором каждая сторона четко выполняет свою роль в сложном танце, искусным хореографом которого выступает эволюция. А ведущая партия в этом танце принадлежит губам.

Читаем по губам

Конечно, губы играют важную роль и во время поедания другой пищи, а также в процессе речи. В лингвистике губы представляют собой два из многих других мест артикуляции звуков или тех точек в ротовой полости и в гортани, где происходит прерывание струи воздуха, вдыхаемого из легких. Сожмите губы и вы сможете издать звуки «p», «b» и «m». Чтобы издать звуки «f» или «v» прижмите нижнюю губу к верхним зубам. Чтобы произнести звук «w» (которого нет в русском языке — Ред.), подтяните заднюю часть языка к небу, при этом губы максимально приближаются одна к другой, образуя узкую щель, сквозь которую проходит воздух.

Речь, как утверждают, — важнейшая составляющая человеческой жизни, однако не настолько приятная, как поцелуи. Обычай целоваться не универсален, хотя он и присущ почти 90% мировых культур. Сам Чарльз Дарвин, автор теории эволюции, обратил внимание на то, что существуют культуры, в которых очевидным образом отсутствует обычай обмениваться поцелуями. «Мы, европейцы, настолько привыкли к поцелуям в качестве выражения приязни, что думаем, будто они являются врожденным свойством человечества, — писал он в книге «О выражении эмоций у человека и животных, — но это не так. [Они] не известны новозеландцам [маори], таитянам, папуасам, австралийцам, сомалийцам в Африке и эскимосам».

Даже несмотря на то, что обыкновение целоваться не универсально, оно, тем не менее, имеет биологические корни, которые сочетают в себе как наследственные импульсы, так и выработанное поведение. Кстати сказать, другие виды тоже целуются. Шимпанзе обмениваются поцелуями в знак примирения после драки, а обезьяны бонобо (карликовые шимпанзе), целуясь, используют еще и язык.

В февральско-мартовском номере американского научного журнала Scientific American за 2008 год, в разделе «Разум и мозг», писатель и кинодокументалист Чип Уолтерс опубликовал статью «Связь через губы: почему мы целуемся?» В ней, цитируя британского зоолога Десмонда Морриса, он доказывает, что манера целоваться происходит от повадки приматов предварительно пережевывать пищу, прежде, чем передать ее детенышам. Самки-шимпанзе, например, известны тем, что пережевав пищу, они, прежде чем проглотить ее, прижимаются губами к губам самых маленьких детенышей, чтобы корм мог попасть в их ротики. Таким образом, прижимание губ к губам могло стать способом снятия напряжения и нервозности.

Классическое объяснение проистекающего из этого эффекта таково: сочетание стимулирования губ с ощущением вкуса пищи и даже простое прикосновение особей к губам друг друга в конечном итоге возбуждает ощущение удовольствия. Добавьте к этому обилие нервных окончаний в губах, и вы получите готовый рецепт экстаза.

Как работают губы

Человеческие губы исключительно восприимчивые (хотя порой и несколько слюнявые) части нашей плоти. Тот отдел мозга, который отвечает за распознание прикосновений или осязание, оно же тактильное чувство, называется соматосенсорной корой головного мозга. Он находится в теменной доле коры больших полушарий мозга и располагается вдоль так называемой постцентральной извилины. Сюда поступают и обрабатываются тактильные ощущения от всех частей тела. Каждая из них имеет свой участок вдоль постцентральной извилины. Размер этого участка отражает скорее количество рецепторов, чем площадь поверхности кожи, к которой можно прикоснуться. Например, участки, отражающие ощущения, которые поступают от груди или живота, относительно невелики. Напротив, участки, обрабатывающие ощущения от кистей рук и губ, просто гигантские. Подобно тому, как кисти рук служат одним из основных инструментов познания мира, ту же функцию выполняют и губы.

Как отмечает исследователь Гордон Гэллап, в тех культурах, которые не знают поцелуев, «сексуальные партнеры могут дуть друг другу в лицо, лизать, сосать либо потирать ее или его лицо, прежде чем вступить в половой акт». Но так называемый «эскимосский поцелуй» не предназначен для того, чтобы просто тереться носами, как считали первые полярные исследователи; его цель обнюхивание — обмен запахами. Вероятно, акт целования мог возникнуть, как приятный способ учуять по запаху партнера для романтических отношений.

Гэллап изучал манеру целоваться в группе людей, которые кое-что об этом знают, — студентов американских колледжей. Он и его коллеги установили, что главный метод, с помощью которого женщины студенческого возраста определяют, хорошо ли целуется их партнер, базировался на химических маркерах, вкусе и запахе. Участницы исследования заявили, что они с меньшей вероятностью стали бы заниматься любовью с мужчиной, предварительно не поцеловавшись с ним. Не зависимо оттого, обладают ли люди феромонами, т.е. выделяемыми организмом веществами, возбуждающими, в частности, сексуальное влечение, или нет, и способны ли мы их улавливать, если они у нас есть, поцелуи стимулируют обмен телесными запахами, которые передают бездну информации о таких вещах, как, скажем, исходная чистоплотность.

В ходе другого исследования, которое проводил Гэллап, он задавал респондентам вопрос: «оказывались ли вы в такой ситуации, когда, испытывая поначалу влечение к кому-либо, вы обнаруживали после первого поцелуя, что интерес пропал?» Из числа испытуемых утвердительный ответ дали 59% мужчин и 66% женщин.

Хотя его исследования были, очевидно, ограничены кругом студентов американских колледжей, сравнение полученных результатов с данными межкультурных исследований и наблюдений за поведением животных, позволяет заключить, что тесный контакт, возникающий во время поцелуя, дает целующимся возможность как следует обнюхать друг друга. Осознаем мы это или нет, но поцелуи позволяют нам вынести заключение о потенциальной совместимости с теми, кого мы желаем.

Вот чего стоит треснувшая вдруг губа или нечаянный укус этой гиперчувствительной части нашего тела.

Источник